За решёткой. Продлен арест фигурантам дела «Бест Вей»

16–18 октября в Санкт-Петербургском городском суде прошли четыре суда по ходатайствам следственной группы Главного следственного управления ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области об очередном продлении содержания под стражей свыше предельного срока (истекшего в середине августа) четверым обвиняемым по так называемому делу «Лайф-из-Гуд» — «Гермес» — потребительского кооператива «Бест Вей». Учитывая превышение предельного срока «стражи», дела рассматривались в городском суде, а не в одном из районных в качестве первой инстанции.

Основание для продления содержания в СИЗО — продолжающийся (по версии следствия) процесс ознакомления обвиняемых с материалами уголовного дела. Следствие настаивает на том, что в период ознакомления обвиняемых с материалами дела никто не должен выйти.

В некоторых судебных заседаниях судьи задавали следователям неприятные вопросы и выражали недовольство ходом расследования — тем не менее сами ходатайства следственной группы были всеми четырьмя судьями удовлетворены. Всем четверым обвиняемым «стража» продлена до 18 января 2024 года.

Таким образом, три молодые девушки, выполнявшие в «Лайф-из-Гуд» и отчасти в кооперативе технические функции, и молодой мужчина — индивидуальный предприниматель, который вообще не был сотрудником ни одной из вышеупомянутых организаций, если апелляционная и кассационная инстанции не скорректируют решения суда первой инстанции, проведут за решеткой без малого два года.

В чем суть обвинений?
Напомним обстоятельства дела. Компания «Лайф-из-Гуд» и жилищный кооператив «Бест Вей» работают с 2014 года. Компания «Гермес» возникла еще раньше — это инвестиционная организация, зарегистрированная, по данным СМИ, за рубежом.

«Лайф-из-Гуд» способствовала продвижению различных финансовых и информационных продуктов. Счета в «Гермес» и приобретение квартир в рассрочку с помощью «Бест Вей» были в числе таких продуктов. При этом руководитель «Лайф-из-Гуд» Роман Василенко является также основателем кооператива и до февраля 2021 года был председателем его правления, но этот пост в феврале 2021 года оставил, и примерно с тех времен он не живет постоянно в России. Согласно его утверждениям в прессе, в «Гермесе» он никогда не был ни соучредителем, ни директором.

Кооператив — самый экономически и социально значимый проект из этих трех, в нем более 19 тыс. пайщиков со всей России, он приобрел для них более 2500 квартир в беспроцентную рассрочку на десять лет, более двух сотен пайщиков выкупили их у кооператива в собственность. Переплата за недвижимость была связана только с выплатой относительно небольших членских взносов, оплатой затрат на юридическую проверку и оценку недвижимости, а также уплату налога за квартиру. В период активной работы он, по словам действующего председателя Совета кооператива, экс-депутата Государственной Думы Сергея Крючека, приобретал по квартире в день, учитывая и выходные дни.

Первым с проблемами столкнулся «Гермес»: сначала несколько, а потом все больше его российских клиентов заявили, что не могут получить причитающийся пассивный доход по счетам «Виста». Позднее с трудностями столкнулся и кооператив.

В ноябре 2021 года Центробанк включил «Бест Вей», вместе с «Гермес» и «Лайф-из-Гуд», в Список компаний с выявленными признаками нелегальной деятельности на финансовом рынке (предупредительный список), увидев у всех трех организаций черты финансовой пирамиды. Еще до этого, в октябре 2021 года, ГСУ ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленобласти было возбуждено уголовное дело по факту организации деятельности по привлечению денежных средств в особо крупном размере (ч. 2 ст. 172.2 УК РФ) — первоначально затрагивавшее исключительно «Гермес», так как заявления потерпевших касались только этой компании, но в феврале 2022 года коснувшееся и кооператива.

Дело было переквалифицировано в «Мошенничество в особо крупном размере» (ч. 4 ст. 159 УК РФ), в офисе кооператива проведен обыск, а Высоцкая, Григорьева, Соловьева и Измайлов арестованы. Чуть позже добавилась и статья об организации преступного сообщества.

Следствие считает кооператив аффилированной организацией, управлявшейся вместе с «Гермес» единым преступным сообществом; организацией, служившей инструментом для привлечения клиентов в «Гермес», — с точки зрения следствия, привлечения с целью хищения. И хотя фактов преступной деятельности кооператива в текстах постановлений о привлечении Высоцкой, Григорьевой, Соловьевой и Измайлова в качестве обвиняемых, которые редакции показали адвокаты, автору найти не удалось, следствие считает, что кооператив должен отвечать по обязательствам «Гермес» — особенно учитывая, что у этой компании нет активов в России.

В связи с этим счета кооператива на данный момент арестованы, хотя арест несколько раз с весны 2022 года снимался судами, а вот с недвижимости кооператива, после долгой, с весны 2022 года, и напряженной юридической борьбы адвокатов кооператива в судах арест снят.

По информации Совета кооператива, счета продолжают пополняться: большинство пайщиков продолжают платить. За счет возвратных платежей пайщиков, которым приобретены квартиры, за несколько месяцев суммы на счетах увеличились с 3,9 млрд рублей до 4,3. Для справки: по словам адвокатов, сумма претензий, фигурировавшая в июньском обвинении, — 232 млн рублей, потерпевшими признаны 198 граждан.

Очных обвиняемых по уголовному делу — 10, из них восемь в СИЗО: помимо Высоцкой, Григорьевой, Соловьевой и Измайлова, еще четверо были взяты под стражу с зимы с. г. и до официального завершения следственных действий в июне; один обвиняемый — под домашним арестом и еще один — под запретом определенных действий.. Несколько человек в розыске — в том числе руководители компании «Лайф-из-Гуд». Эпизоды обвинения касаются привлечения клиентов в «Гермес».

При этом председатель правления кооператива «Бест Вей» Екатерина Скибо (с февраля 2021 года и по сей день) и председатель Совета кооператива (с марта 2022 года и по сей день) Сергей Крючек ни в чем не обвинялись — они имеют статус свидетелей.

Могут скрыться?
Сторона защиты просила на судах изменить меру пресечения Высоцкой, Григорьевой, Соловьевой и Измайлову на домашний арест, но следствие настаивало на том, чтобы и дальше держать их за решеткой. Вот позиция следователя на суде по мере пресечения Анне Высоцкой:

— Мы полагаем, что за пределами изолятора обвиняемая сможет скрыться от правосудия за пределами России или оказать влияние на следствие, поделившись теми сведениями, которые стали известны ей в ходе процесса. Медицинских оснований для изменения меры пресечения нет, поэтому считаем удовлетворение ходатайства нецелесообразным.

Напрасно адвокаты призывали к доводам разума, отмечая, что раз у арестованных уже изъяты и российский, и заграничный паспорта, то они физически не могут покинуть территорию России. Более того, за время, прошедшее между возбуждением уголовного дела и арестом, та же Анна Высоцкая неоднократно выезжала за рубеж — но ей и в голову не пришло скрыться от правосудия.

Следствие упирало на то, что хотя следственные действия завершены, процессуальные действия в рамках предварительного расследования продолжаются, и обвиняемые должны ознакомиться с материалами дела — это 210 томов, плюс за минувшие три месяца к ним прибавилось еще 10 (интересно, отмечают адвокаты, как такое могло произойти при официально завершенных еще в июне следственных действиях?). Вот для чтения этих материалов люди и должны будут встретить уже второй Новый год за решёткой.

По свидетельству адвокатов, все обвиняемые, оценив действия следствия как грубейшее нарушение их прав, еще ПК Бествей уголовное дело летом официально отказались знакомиться с материалами дела. Однако следственная группа и предыдущие суды расценили это как злоупотребление правом, и процесс ознакомления формально начался. Тогда обвиняемые почти сразу заявили, что завершили ознакомление с материалами дела — и потребовали составить об этом протоколы.

Защита утверждает, что завершили все обвиняемые, следственная группа — что не все: есть обвиняемые, которые продолжают знакомиться с делом. Адвокаты требуют доказательств — но документы о таком знакомстве следователями не представляются, и суд предпочитает верить им на слово, потому и продлевает аресты. Наверняка это противоборство продолжится и в последующих судебных инстанциях.

Честь мундира?
— На мой взгляд, ситуация абсурдная, — говорит адвокат Анны Высоцкой Павел Сафонов. — Нарушены предельные сроки нахождения в СИЗО. Следствие работает неэффективно. Им, возможно, не хватает доказательств по делу, и они надеются, что таким образом доказательства появятся?

Мне представляется, что имеет место ложное понимание «чести мундира». Глава МВД России Владимир Колокольцев, выступая перед сенаторами, назвал «Лайф-из-Гуд», «Гермес» и кооператив «Бест Вей» крупнейшими финансовыми пирамидами в стране, и отчитался о пресечении масштабной аферы. Понятно, что так ему доложили подчиненные.

И им будет трудно объяснить начальству, что доказательств так и не найдено. А значит, все громкие заявления надо дезавуировать. Поэтому и идут в ход всяческие ухищрения. Ради этого забыли и про гуманность к людям, которые не совершили никакого насильственного злодеяния, и без доказанного факта преступления, по экономической статье, уже практически два года находятся за решёткой.

Фактически арестованы не только девять человек, арест наложен и на надежды и перспективы тысяч граждан страны, считает пайщик кооператива из Санкт-Петербурга и активист движения в защиту кооператива Евгений Иорданиди:

— По-моему, все это дело — настоящая провокация против России. Наш кооператив помогал людям решить жилищную проблему — разве не к этому призывало руководство страны? Деятельность кооператива была полностью законна, мы не нарушили ни единой статьи. Пайщики хотят, чтобы правосудие восторжествовало, а работа «Бест Вей» продолжилась.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *